Свердловская область
г. Алапаевск

ул. Ленина, 79

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Ныне прах Великой Матушки покоится в Иерусалиме в Гефсиманском саду, в рус­ской православной церкви Марии Магдалины, в том самом храме, на освящении которого в 1888 году Елисавета Феодоровна сказала своему мужу, что желает быть похороненной именно здесь.

Но в России жива память о благих делах Елисаветы Феодоровны и эта память рождает новые добрые деяния. В 1990 году в Москве началось возрождение Марфо-Мариинской обители. Журналист Мария Николаевна Крючкова (ныне настоятель­ница обители матушка Елизавета), узнав историю общины милосердия, основанную Великой княгиней, занялась ее восстанов­лением. В последние годы сестры обители сделали много добрых дел, проявляя заботу о несчастных детях, лишенных родите­льской ласки, о больных, о раненных солда­тах злосчастной Чеченской войны.

Сегодня многие сравнивают Елисавету Феодоровну с Сергием Радонежским. Преподобный Сергий для духовного воз­рождения России имел огромное значение: и освобождение от 300-летнего татарского ига с его именем связано, и то, что после него сотни монастырей появились. И как после Сергия Радонежского стали расти и умножаться монастыри, так после Елисаве­ты Феодоровны сегодня растут и умножа­ются общины милосердия. А какому приме­ру последовали сегодня многочисленные сестричества, приюты, дома милосердия многих и многих российских городов, можно увидеть из того, чье имя они носят. Почти все они - Елизаветинские или, в под­ражание созданной Великой Матушкой обители, Марфо-Мариинские.

В 1992 году Русская Православная Церковь канонизировала Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару - в числе тогда еще немногих мучеников и исповедников российских XX века; их называют новомучениками, в отличие от погибших в первые века распространения христианства.

В городе Алапаевске, в шахте кото­рого погибла Великая княгиня, в последние годы был открыт паломнический маршрут "Покаяние". Во время этого маршрута рас­крывается картина последних дней жизни и смерти Елисаветы Феодоровны и других алапаевских новомучеников.

В здании Напольной школы, в помещении, где провела свои последние дни Великая матушка, создана Мемориаль­ная комната. Здесь собран обширный фото­материал и святыни, рассказывающие о крестном пути алапаев­ских узников. Во дворе школы, где князья занимались посадкой цветов и овощей росла необычная яблоня, по преданию, поса­женная самой Елисаветой Феодоровной. Ствол дерева был большой и полый, с огромным дуплом. Но, несмотря на это, благоуханные цветы и крупные ябло­ки росли на нем более чем 90 лет.

В1998 году по благословлению игу­мена алапаевского монастыря во имя Новомучеников Российских Моисея (Пилатса) была основана женская обитель во имя Святой Преподобномученицы Великой Княги­ни Елисаветы. Общине передали здание поблизости от Напольной школы. С 20 апре­ля 2005 года по благословению архиеписко­па Екатеринбургского и Верхотурского Викентия обители присвоен статус монас­тыря святой преподобномученицы Вели­кой княгини Елисаветы Феодоровны. Нас­тоятельница монастыря монахиня Олимпи­ада (Тетеркина) с сестрами принимают паломников, организуют для них ночлег, обеды, проводят православные экскурсии.  Кроме того, сестры обители ведут просветите­льскую деятельность в детских садах и шко­лах Алапаевска и района.

В нескольких сотнях метров от Напольной школы, в центре Алапаевска, на берегу реки Алапаихи, возвышается ста­ринный Свято-Троицкий собор, последний храм, где при жизни молилась Елисавета Феодоровна. С 19 октября 1918 года по 14 июля 1919 года в склепе этого же храма по распоряжению адмирала А.В. Колчака нахо­дились гробы с телами алапаевских муче­ников. При советской власти собор долгое время находился в запустении. Лишь в 1999 году храм был вновь освящен, а через год, к приезду Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, был отреставрирован и соборный склеп.

На окраине Алапаевска стоит Ека­терининская церковь (ныне подворье монастыря во имя Новомучеников Российских). 18 октября 1918 года, после того, как в город вошли части Белой армии, в храм перенесли тела алапаевских мучени­ков, где была отслужена всенощная заупо­койная служба. Главная святыня паломнического маршрута "Покаяние" - Нижнеселимская шахта, алапаевская Голгофа, где закончился крестный путь Елисаветы Феодоровны и других алапаевских мучеников. Еще до канонизации святых Елиса­веты и Варвары в мае 1991 года у старой шахты был воздвигнут Поклонный крест. Его освятил при большом стечении народа владыка Мелхиседек, архиепископ Свердловский и Курганский. В 1992 году у Пок­лонного креста на Межной (так в народе называлось место расположения шахты) построили часовню с алтарной частью во имя Святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. В часовне проходят службы в дни памяти -18 июля.

 

22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви при­нял решение об основании рядом с Нижнеселимской шахтой мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строи­телем монастыря был назначен игумен Мои­сей (Пилатс). 6 июля 1996 года на месте гибе­ли Елисаветы Феодоровны и других алапаевских узников был заложен первый камень. В настоящее время завершено строительство храма во имя Новомучеников Российских и братского четырехэтажного кор­пуса. Увенчанный позолоченным куполом и крестом храм красного цвета, в напомина­ние о пролитой здесь крови, далеко виден при подъезде к монастырю.

Сегодня к этому месту, недаром называемому "Русской Голгофой", паломники стремятся так, как прежде стремились лишь на Святую Землю. 23 сентября 2000 года к месту гибели алапаевских мучени­ков совершил паломничество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Встречать его пришли пешком - по обету - в это утро сотни людей из города и окрес­тных сел. "Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, - обратился к ним Патриарх, - когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто пострадал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближнему".


Предыдущая страница: КРЕСТНЫЙ ПУТЬ
Следущая страница: О монастыре